По страницам газеты «Правда», С.П. Обухов, Ирина Михайлова, Париж — Сен-Дени — Москва
2013-02-21 11:51
Обухов Сергей Павлович
Очередной съезд ФКП французскими товарищами был представлен как
нерядовой, ставящий перед партией крупные цели, ориентирующий
коммунистов и их союзников на контрнаступление на позиции капитала.
В ходе подготовки съезда были проанализированы ключевые проблемы
современного французского общества. Они рассматривались в связи с
тенденциями мирового и европейского развития. Особо подчёркивалась
необходимость исследования и учёта опыта борьбы коммунистов и левых в
других странах. Отмечалось трагическое значение для их борьбы неудачи
социализма в Советском Союзе, при этом говорилось о солидарности с
борьбой российских коммунистов против контрреволюции и её последствий.
Вся эта проблематика рассматривалась в течение нескольких месяцев на
различных встречах и «круглых столах», принятые там документы фактически
расценивались как документы съезда.
Обзор дискуссии и впечатления от XXXVI съезда Французской коммунистической партии
Атмосфера съезда
Почти 800 делегатов, 90 иностранных делегаций, 400 приглашённых из
дружеских партий Франции и журналистов приняли участие в работе съезда,
проходившего в атмосфере человечности, в сопровождении музыки, что не
помешало делать сильный политический акцент на утверждение о ключевом
месте рабочего человека в обществе.
Сразу после открытия съезда трибуна была отдана рабочим и профсоюзным
активистам с металлургических предприятий «Арселор-Миттал», «Фралиб»,
«Санофи», «Петроплюс», «Вирджин», «Престалис», которым угрожают
частичная либо полная остановка и массовые увольнения.
Зал наполнился профсоюзными знамёнами, плакатами, выступления
сопровождались каскадами аплодисментов. Именно левые силы заставили
Саркози уйти и не допустят возвращения правых во власть. Но они же
глубоко разочарованы и возмущены нынешним правительством социалистов.
Рабочие предприятий «Арселор-Миттал» во Франции и Бельгии вышли накануне
съезда к Европейскому парламенту. Но и с ними, рассказал с трибуны Жаки
Маселли, обошлись как «со скотом». Один бельгийский рабочий даже
потерял глаз в схватке с полицией.
С трибуны звучали требования амнистии профсоюзных активистов, сотни
которых подвергаются судебным штрафам и административным преследованиям
за свою протестную и забастовочную деятельность.
Кстати, съезд поручил депутатам-коммунистам внести в Национальное собрание Франции законопроект о «профсоюзной амнистии».
Приветствуя съезд, другой профсоюзный активист — медсестра Натали
Маршан говорила о закрытии родильных домов, нехватке медицинского
персонала и недавней трагической смерти новорождённого в роддоме
Порт-Руаяль из-за отсутствия на месте медицинского персонала в связи с
новыми мерами строгой экономии. За последние годы во Франции количество
роддомов сократилось вдвое.
В общем, тон съезду был задан наступательный, бескомпромиссно-жёсткий
по отношению к правительству и капиталу. В то же время он был открыт
для обсуждения любых вопросов, как и обещал во время подготовительной
работы Национальный секретарь ФКП Пьер Лоран.
Что есть «коммунизм нового поколения»?
Зал рассчитан на 1500 мест, в центре — трибуна на фоне красной стены и
только один лозунг: «Сила Партии во имя равенства». Довольно трудно
переводится на русский язык, и, следовательно, не сразу понятен его
смысл. Но, прослушав основной доклад Пьера Лорана, понимаешь, что
нынешнее руководство партии — журналисты, филологи, деятели науки,
культуры, философы и учёные — решило в условиях всё нарастающей
дегуманизации в западном ультралиберальном обществе подчеркнуть свою
приверженность традициям Просвещения. Отсюда в риторике ФКП, как и много
лет назад, в центре внимания Человек и всё человеческое.
Французские коммунисты говорят: наша история — это Великая
французская революция с её бессмертным лозунгом «Свобода, равенство,
братство», это Парижская коммуна, которая состоялась задолго до 1917
года.
Можно даже прибегнуть к такому образному сравнению: после мрачного
пятилетия Саркози коммунисты возрождают «век разума» и «век философов».
Началось время исторического оптимизма, перспектива — гражданское
равенство, заявляют со съездовской трибуны и делегаты, и руководители
партии.
«Народ продолжает проливать свой пот и свою кровь, собираемые в
золотые сосуды кучкой богатых» — эти слова могли быть написаны и во
времена Римской империи, и сейчас. Но произнёс их в XVIII веке Гракх
Бабёф, французский теоретик утопического коммунизма, идеи которого
положены в основу последних ярких и нестандартных лозунгов французских
коммунистов.
Бабёф, Буонарроти, Морелли, Мабли отстаивали идею, умирали за идею:
природа дала равное право каждому на пользование всеми благами.
Последователи взглядов Бабёфа — бабувисты — первые действующие
коммунисты. Бабёф — лидер партии, впервые заявивший об интересах
трудящихся. Буонарроти написал книгу «Заговор во имя равенства», а Бабёф
организовал «Общество равных».
Общество совершенного равенства — вот заявленная цель Французской
коммунистической партии. Это перекликается с последними словами, которые
произнёс Гракх Бабёф перед гильотиной: «Самая злая из страстей — это
жадность, и чтобы уничтожить этого вечного врага равенства, нужно
создать такой строй, в котором никто бы не имел повода искать счастья в
увеличении своего личного состояния. То, что не хватает большинству,
имеется в излишке у меньшинства. Наша цель — достаток для всех,
равенство, свобода, счастье для всех».
У французских коммунистов в документах встречаются и другие
знаменитые принципы периода утопического коммунизма и эпохи
просветителей. На щит поднимается Жан Жак Руссо: «Для того, чтобы
общественное состояние усовершенствовалось, надо, чтобы каждый имел
достаток и никто не имел избытка». Вспоминается и Дидро: «Сколько угодно
рассуждайте о лучшей форме правления, но вы ничего не добьётесь, пока
не уничтожите основы алчности и честолюбия».
Правда, «грубую уравнительность» бабувистов, их утопический
уравнительный коммунизм критиковали Маркс и Энгельс. Но для современной
ФКП это своего рода завещание французских мыслителей XVIII века, которое
они осознали на данном временном этапе XXI века. Отсюда обоснование
программного требования — социального равенства: от природы все люди
равны, и, следовательно, каждый должен иметь свою долю материальных благ
и полную духовную свободу.
Дискуссию о «коммунизме нового поколения» в ФКП ведут не только в
ответ на массированное давление оппонентов. Один из сенаторов-радикалов
недавно вновь бросил руководству ФКП упрёк: «Пьер Лоран должен понять,
что мы находимся в XXI веке. Коммунизм закончился. Национализация
закончилась. Нельзя бросать французскую экономику под ноги устаревшим
идеям».
ФКП в ответ на эти огульные обвинения в «устарелости» предъявила
обществу два принципиальных тезиса. Первый состоит в том, что возможна
альтернатива проводимой властями политике жёсткой экономии. И второй:
надо провозгласить новый коммунистический проект будущего, показать в
условиях глобализации XXI века новые пути освобождения человека.
Привлекла к себе внимание и такая постановка вопроса о трактовке
коммунистической концепции в рамках современной классовой борьбы. «То,
что мы называем коммунизмом, — говорится в тексте документа,
представленного съезду, — это непрерывное демократическое движение
присвоения гражданами и разделения между всеми ними всего имущества,
иными словами — всего богатства, всех авуаров, всей власти, что
постепенно отодвинет старый режим капитализма в небытие и будет
возвышать гуманизм во всём человечестве».
Разумеется, эта и другие съездовские дискуссионные формулы
«коммунизма нового поколения» нуждаются в уточнении и осмыслении. Однако
все эти поиски говорят о желании французских товарищей привнести в
сегодняшний день важные идеологические постулаты, выдвигавшиеся ещё в
начальный период разработки коммунистической теории, и осмыслить их с
точки зрения реалий постиндустриальной эпохи и глобализма.
Французские товарищи отмечают, что в условиях кризиса и деградации
капитализма, когда переживают регресс его основные модели, подвергается
сомнению вся человеческая деятельность, требуют переосмысления все
процессы современного мира. Вновь говорилось, что человечество находится
на перепутье.
Подчёркивалось, что в условиях глобализации возрастает значение
международной деятельности коммунистических и левых партий. Отмечалось,
что Франция должна внести свой вклад в развитие Европы и всего мира.
Привлекли внимание утверждение необходимости твёрдого,
конфронтационного подхода левых к разработке теоретических и
политических позиций, призыв не избегать новых идей и решений, не
обходить острые вопросы. Задача левых в наше время — разрабатывать пути
человеческого прогресса. Как представляется, в теоретическом багаже
партии достаточно идей, соответствующих опыту мирового коммунистического
движения, которые учитывают жёсткие реалии классовой борьбы и исключают
недостаточно продуманные политические оценки, уступки антикоммунизму и
антисоветизму.
Смена символики: болезненные вопросы
На съезде поменялась символика партии. На членских билетах больше не
будет серпа и молота, а будет символ европейских левых: красный цвет и
аббревиатура ФКП.
Сам Пьер Лоран, Генеральный секретарь ФКП и председатель Европейской
левой партии, постарался максимально разъяснить цель такого поступка
делегатов съезда. На вопрос, заданный телевизионным каналом LCI
относительно замены серпа и молота на партийных билетах, он ответил:
«Это символ прошлого, и его продолжают кое-где использовать на
демонстрациях. Но он не отражает то, чем мы являемся сегодня. Я говорю о
коммунизме нового поколения…».
К тому же в ответ на возмущение части делегатов съезда, вызванное его
утверждениями, а также заменой серпа и молота, Лоран показал партийный
билет 1944 года, когда ФКП была вне закона, и с иронией сказал, что на
нём тоже нет серпа и молота.
От делегатов съезда приходилось слышать и такую мотивировку: серп и
молот — это символ СССР, Октября 1917 года, а мы — партия, которая ведёт
родословную от красного знамени Парижской коммуны. И, конечно же,
вечная для ФКП в последние 30 лет полемики с КПСС, а затем и КПРФ тема
сталинизма. Мол, отказ от серпа и молота — это отказ от «ужасов
сталинизма». Наверное, тема Парижской коммуны ближе современной ФКП, чем
серп и молот эпохи Октября 1917 года и Знамени Победы 1945-го. Это, как
говорится, особенности «социализма цветов Франции» или, как теперь
уточняют, «коммунизма нового поколения».
Но уж в очень политически знаковый для значительной части мирового
коммунистического движения момент принято решение о смене символики.
Ведь ФКП отказалась от серпа и молота в период, когда во многих странах
Евросоюза власти ставят коммунистическую символику вне закона, когда ЕС
пытается исказить историю и отождествить коммунизм с фашизмом. Именно в
это время ФКП, председательствующая в Европейской левой партии, решила
заявить о своём добровольном отказе от использования серпа и молота…
Конечно, монополии на истину нет ни у кого в мировом коммунистическом
движении, но это решение ФКП вызвало болезненные вопросы у
представителей многих партий.
«Очеловечение» образа партии
Главная коммунистическая газета Франции — «Юманите» («Человечество»).
И один из ключевых документов съезда — «Манифест», точнее,
«Гуманифест». Вроде бы игра слов, но с большим смыслом. Именно борьба за
смыслы и образы, поиски новых форм для традиционного коммунистического
содержания отличала съездовскую дискуссию.
Руководство ФКП — это люди, знающие свою историю, литературу,
философские течения. В докладах, документах постоянно цитируются
поэтические строки Рембо, Аполлинера, Арагона. Такое впечатление, что у
ФКП наступил известный нам по 60-м годам прошлого века период жарких
общественных дискуссий «физиков и лириков».
Наверное, в ФКП твёрдо решили, что на сегодняшнем сером небосклоне
кризисной повседневности поэтические звёзды помогут увязать перспективы
борьбы с каждодневными заботами. В каждом выступлении Пьера Лорана
звучали слова о полной личной, душевной отдаче борьбе. Каждый должен
быть полезен, «коммунизм нового поколения» предполагает неравнодушие,
смелость, искренность.
ФКП сегодня
Да, уже нет той 600-тысячной ФКП, которая доминировала во французском
обществе и превосходила социалистов. Но разве неудачи прежнего
десятилетия преодолены? И партия на подъёме? Да, она в составе коалиции
«Левого фронта» и в союзе с теперь доминирующими социалистами нанесла
электоральное поражение правым и Саркози.
За последние четыре года в ФКП появились 23000 новых членов. Она
насчитывает 130000 человек. Но при этом голосующих, то есть уплачивающих
регулярно взносы и имеющих кроме партбилета право голоса при выработке
решений, заметно меньше — более 75 тысяч.
Сегодня в активе ФКП — 840 мэров городов и посёлков и 8800 депутатов
муниципальных собраний. Это большая сила. Кстати, выступление на съезде
«хозяина территории» — мэра-коммуниста Сен-Дени — представляло собой
бодрый и впечатляющий отчёт об успехах в социально-экономическом
развитии.
На съезде фурор произвело появление лидера «Левого фронта» Жан-Люка
Меланшона. Компартия Франции входит в избирательный блок «Левый фронт»,
который на президентских выборах в 2012 году и представлял один из
лидеров Левой партии Меланшон.
Непростая проблема — взаимодействие ФКП и «Левого фронта», двух левых
лидеров — Лорана и Меланшона, который успешно выступил на президентских
выборах как единый кандидат ФКП и малых левых партий. Меланшон имеет
более высокий рейтинг в СМИ, хотя если говорить о феномене «Левого
фронта», то во многих департаментах структур малых левых партий просто
нет, а есть только организации ФКП.
На съезде лидер ФКП Лоран даже сошёл с трибуны, чтобы приветствовать
Меланшона. Тут же буржуазная пресса выстрелила своими комментариями: два
левых лидера ведут дискуссию, значит, ФКП — не партия Сталина. Жупел
«сталинизации» преследует ФКП со всех сторон, и складывается
впечатление, что работают умелые «загонщики».
Коммунисты сегодня не в оппозиции, они — действуют, особенно когда
слышат, что президент-социалист Олланд говорит: «Мы боимся не дефицита
рынков, а угрозы со стороны народа». Конечно, когда ежедневно появляются
1500 новых безработных! Угрозу для правительства социалистов
представляет народ, и коммунисты держат руку на национальном пульсе. Но в
оппозицию не собираются, хотя и критикуют социалистов жёстко — и в
парламенте, и на улицах.
И ещё одна проблема, которая будоражит ФКП и французское общество.
Это вопрос о легализации однополых браков и усыновлений такими семьями.
Депутаты ФКП голосовали за этот закон в Национальном собрании, реализуя
тезис: «Мы поддерживаем все браки». Кстати, среди членов ФКП есть
католические священники, а позиция католической церкви в этом вопросе
жёстко негативная. Церковь вывела сотни тысяч людей на улицы с
протестом. Хотя, как отмечают французские коммунисты, по социальным
вопросам ФКП и церковь выступают, как правило, в унисон.
На встрече руководства ФКП с зарубежными делегациями позиция КПРФ по
данному вопросу была высказана определённо: мы — за защиту традиционных
ценностей.
* * *
ФКП оставила позади период слабости, раздробленности и
нерешительности. Состоявшийся съезд — это съезд зрелой, неколеблющейся
партии, чётко уверенной в своих целях и даже, наверное, в результатах.
Партия откликается на все международные проблемы — ситуация в Мали, курды, убийство в Тунисе оппозиционера Шакри Белаида…
Съезд отметил омоложение партии, серьёзное увеличение числа женщин. В
связи с этим в руководящих органах теперь будет строго соблюдаться
соотношение: 50% мужчин, 50% женщин.
Пьер Лоран на съезде в заключительном слове сказал: «Нам нетрудно
огромный мир обхватить руками, так начинается одержимость того, кто не
ждёт у моря погоды. Плечо непоколебимо крепко, как мост над рекой!».
Последнее рукопожатие на съезде ФКП у делегации российских
коммунистов было с Марси Пьером. У него почти 60-летний стаж членства в
ФКП. На прощание он сказал: «Нам жизнь дана, чтобы найти победу». А
потом, через секунду, видимо вспомнив исторические дискуссии и очередные
осуждения «сталинизма» на съезде, вдруг заявил: «Единственный раз,
когда я почувствовал горечь, утрату и слёзы по отношению к политическому
деятелю, — было в день смерти Сталина. Я находился в школе и услышал
сообщение по радио. Мы, ученики, большинство которых были членами
молодёжной коммунистической организации, ушли с уроков и пошли к
памятнику погибшим воинам-освободителям почтить память Сталина»…
Наверное, далеко не всё так однозначно и предрешено в партии,
обсуждающей и предлагающей французскому обществу «коммунизм нового
поколения».
|