8 апреля заместитель Председателя ЦК КПРФ,
Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам,
природопользованию и экологии, академик РАСХН В.И. Кашин выступил на
заседании «круглого стола» на тему: «Гармонизация законодательства об
охране озера Байкал в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера
Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной
территории на 2012-2020 годы»».Мы все прекрасно понимаем, - сказал В.И. Кашин, - что
Байкальская природная территория (БТП) – уникальный по своему природному
и экосистемному потенциалу регион. Она расположена на территории трех
регионов России - Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского
края. На этой Байкальской природной территории проживает 2,376 млн.
человек, в том числе 93 % населения Республики Бурятия, 55 % - Иркутской
области, 9 % - Забайкальского края. Общая площадь (БТП), без акватории
озера Байкал (31,5 тыс. кв. км) составляет 353,9 тыс. кв. км.
Природной жемчужиной этого края является озеро Байкал - одно из
древнейших озер планеты, его возраст определяется в 25-30 млн. лет, и
является самым глубоким озером на земном шаре. Здесь сосредоточено до
90% российских и 20% мировых запасов пресной воды. Основным
отличительным свойством байкальской глубинной воды является ее
высочайшее качество. Она не имеющая аналогов в мире.
Экосистема озера Байкал представляет собой сложнейшее образование,
состоящее из множества живых подсистем, связанных между собой пищевыми
отношениями, суточными, сезонными и пространственными миграциями,
зависящими от гидрофизических, гидрохимических и температурных условий
водной среды, погодных и климатических изменений.
Бассейн Байкала – один из самых значительных центров видообразования:
2/3 видов и разновидностей байкальских животных и растений от общего
количества возникли здесь и больше нигде в мире не встречаются.
Уникальная экосистема озера обеспечивает постоянное воспроизводство
чистой пресной воды. Природные ландшафты побережья озера богаты
термальными и минеральными источниками, имеют особую гуманитарную,
эстетическую и рекреационную ценность.
Лес Байкальской природной территории играет очень важную роль в
сохранении уникальной экосистемы озера Байкал и природного комплекса
всего Байкальского региона, выполняя функции регулирования режима и
очистки поверхностного стока, предотвращения эрозии и сохранения
плодородия почв, поддержки газового баланса атмосферы за счет поглощения
углекислого газа и обогащения кислородом.
Непосредственно к побережью Байкала примыкают 12 особо охраняемых
природных территорий (ООПТ), в том числе 5 заповедников, 2 национальных
парка, 6 федеральных заказников. Кроме них на территории Байкальской
природной территории расположено еще более 20 крупных ООПТ федерального и
регионального значения. Общая площадь особо охраняемых природных
территорий в границах Байкальской природной территории - более 4 млн.
га. В состав прибайкальских ООПТ федерального значения входит часть
акватории Байкала площадью 52 тыс. га. В целом по Байкальской природной
территории площадь, покрытая лесной растительностью, включая территории
ООПТ, составляет более 25 млн. га. И в последнее время наметилась
тенденция увеличения площади, покрытой лесной растительностью. Например,
в Иркутской области эта площадь в 2010 году увеличилась почти на 7 % за
счет перевода молодняков в земли, покрытые лесом.
В 1996 году участок Байкальской природной территории под названием
«Озеро Байкал», включающий акваторию Байкала и прилегающие территории
общей площадью 8, 9 млн. га, был включен в Список Всемирного наследия
ЮНЕСКО.
Богат Байкальский регион и ресурсами недр. Его минерально-сырьевая
база представлена бурыми и каменными углями, рудами черных, цветных,
драгоценных и редких металлов, залежами индустриального и химического
сырья, строительными и флюсовыми материалами, а также ресурсами
подземных вод.
Перспективы развития Байкальского региона играют огромную роль в
политическом, экономическом и социальном развитии России с учетом
динамики развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона, для которых
ресурсный потенциал Байкальского региона является наиболее
привлекательным. Вопросы сохранения уникальной экосистемы озера Байкал
являются объектом целого ряда международных соглашений по охране
окружающей среды. Однако, несмотря на заключенные межгосударственные
соглашения по охране и использованию трансграничных водных объектов,
Китай отводит для своих целей истоки Аргуни, а истоки Иртыша уже
отведены. Монголия ставит вопрос о создании водохранилищ на реке Селенге
для целей гидроэнергетики и в целях орошения своих территорий,
переброса воды в районы пустыни Гоби. Вся эта хозяйственная деятельность
может нанести непоправимый вреда озеру Байкал.
Как подчеркивается в Концепции перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию, утвержденной в 1996 году Указом Президента
Российской Федерации, «человечество столкнулось с противоречиями между
растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы
обеспечить эти потребности». Расширение сферы хозяйственной
деятельности, активизация промышленности оказывают негативное
воздействие на целостность сложных естественных экологических систем,
влекут за собой ухудшение экологической обстановки, истощение природных
ресурсов.
Одним из основных направлений государственной стратегии Российской
Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития
является восстановление нарушенных экологических систем применительно к
экологически неблагополучным территориям, в том числе природного
комплекса бассейна озера Байкал.
Исходя из роли Байкальской природной территории в экономике страны и
социальной сфере, а также значения озера Байкал как уникального объекта
Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, проблема сохранения экосистемы
озера Байкал и рационального использования природных ресурсов
Байкальской природной территории должна решаться комплексно и
совместными усилиями власти и бизнеса. При этом на наш взгляд, должен
сохраняться принцип приоритета экологических интересов над экономикой.
Этому должна способствовать сбалансированность решения
соцально-экономических задач и задач охраны естественной уникальной
экологической системы озера Байкал. К сожалению, текущее состояние
экономики и социальной сферы Байкальского региона нельзя однозначно
определить как благоприятное. В Байкальском регионе уровень жизни людей
остается достаточно низким.
Есть ряд внутренних проблем развития Байкальской природной
территории. Ведь на берегу этого озера, в том числе и на территории
ООПТ, испокон веков живут люди, для многих из которых рыбная ловля и
охота являются единственными источниками существования.
Многие из существовавших до организации ООПТ видов деятельности
теперь серьёзно ограничены или вообще прямо запрещены, например,
промышленное рыболовство. Это толкает многих людей на занятия
браконьерством. Особенно остро стоит эта проблема для жителей
Баргузинского района Республики Бурятия. Большие ограничения имеются и
для других районов: Прибайкальского, Северобайкальского и Кабанского.
Все это требует законодательного урегулирования. У нас сегодня есть
ряд законодательных инициатив депутатов нашего Комитета, направленных на
решение этих вопросов, и мы обязательно сделаем все возможное, чтобы
решить их наиболее оптимальными, с правовой точки зрения, способами.
Второй вопрос по рыбной ловле, на который я бы хотел обратить
внимание, это воспроизводство рыбных ресурсов. Действительно, в
советское время выделялись достаточно большие средства, строили
государственные рыбозаводы, которые производили личинок и мальков омуля,
осетров и так далее, и выпускали их в озеро Байкал. Сегодня острейшая
проблема с бюджетным финансированием этих предприятий. Многие работают
на чистом энтузиазме. В то же время много у нас негосударственных
компаний и фондов, которые готовы участвовать в этом и уже выделяют
средства на рыборазведение.
Тормозит развитие всего Байкальского региона наличие на границах
Байкальской природной территории Байкальского целлюлозно-бумажного
комбината (ЦБК), являющегося одним из основных загрязнителей озера
Байкал. По данным ежегодных докладов Министерства природных ресурсов
Российской Федерации «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране»,
Байкальский ЦБК является одним из основных источников загрязнения озера
Байкал, единственным промышленным предприятием, сбрасывающим сточные
воды непосредственно в озеро Байкал.
Решение о перепрофилировании Байкальского ЦБК было принято более 20
лет назад. За последнее время размеры и объемы ущерба, причиняемые этим
предприятием, еще более усугубили экологические проблемы озера Байкал.
Антропогенная нагрузка в районе выпуска сточных вод Байкальского ЦБК
по-прежнему остается высокой. В декабре 2012 года принято решение, что
комбинат после 5 июня 2013 года должен прекратить свое существование.
Также требуется модернизация, перевод на газо- или электроснабжение,
внедрение новых технологий очистки сбросов сточных вод и выбросов
загрязняющих веществ предприятий промышленности и жилищно-коммунального
хозяйства, являющихся также загрязнителями окружающей среды на
Байкальской природной территории. Состояние жилищно-коммунального
хозяйства на этой территории характеризуется крайней изношенностью
большинства объектов коммунальной инфраструктуры, низкой эффективностью
очистки сточных вод.
Помимо промышленных, значительное влияние на состояние окружающей
среды оказывают также предприятия горнодобывающие. Сейчас раздаются
робкие голоса о том, что пора бы «разморозить» некоторые месторождения
руд, находящиеся в центральной части экологической зоны. Эти идеи
прикрываются разговорами о трудоустройстве, о налогах в местный бюджет, о
новых рабочих местах. Но мы знаем, куда приводят эти благие намерения.
Безусловно, развивать регион нужно, но не путем провоцирования
экологической катастрофы.
Ярким примером излишним увлечением экономикой является ситуация в
центральной части черноземья России. Я говорю о Ела́нском и Ё́лкинском
месторождениях медно-никелевых руд в Воронежской области. Этот проект
грозит утратой огромного количества плодородных почв средней полосы
России, загрязнением территории и рек, скажется на здоровье населения.
Уже идут митинги жителей, грозящие перерасти в открытое противостояние. А
здесь речь идет о Байкале! И последствия ошибки в проектировании или
даже банальный человеческий фактор могут быть фатальными для всей
экосистемы.
Так что не будем проводить глобальных экологических экспериментов.
Центральная экологическая зона – это табу́. И не нужно ее трогать.
В последнее время усилилась неорганизованная рекреационная нагрузка
на побережье озера Байкал, лесные и другие биологические ресурсы, особую
актуальность здесь имеют проблемы незаконного их использования, проще
говоря, варварского браконьерства.
К сожалению, как и на всей территории Сибири и Дальнего Востока,
здесь остается высоким уровень незаконных рубок. Следует отметить, что
на сегодняшний день Россия входит в число стран-лидеров по незаконным
рубкам леса. Количество нарушений лесного законодательства не
уменьшается, степень невыявленности таких противоправных деяний остается
весьма высокой – по разным оценкам, 70-90%. Особенно губительно лесное
браконьерство в отношении лесов, расположенных на особо охраняемых
природных территориях.
Велик соблазн хищения, вырубки ценных пород деревьев у наших соседей.
Неблагоприятное, с точки зрения возможности беспрепятственного хищения
ценных пород деревьев, расположение Байкальской природной территории на
границе Российской Федерации, дает широкий простор и для коррупции и для
деятельности «черных лесорубов». Хочу отметить, что лесное
законодательство многих стран – США, Европы, некоторых стран Азии -
ставит определённый заслон незаконным рубкам и контрабандной торговле
лесом. В принятых ими законах запрещается ввоз на территорию этих стран
леса, лесоматериалов и продукции из древесины, если не подтверждена
законность ее заготовки, но законодательство Китая, нашего ближайшего
соседа, не обладает такими ограничениями. Поэтому здесь нужен особый,
усиленный контроль за передвижением древесины, особенно на границе.
Нужен тщательный контроль происхождения вывозимой древесины.
И для решения этих проблем депутатами Комитета Государственной Думы
по природным ресурсам, природопользованию и экологии внесен проект
федерального закона № 168903-6, концептуально направленный на решение
задачи обеспечения контроля за вывозом древесины из мест ее заготовки,
тем самым, исключая возможность участия в обороте незаконно
заготовленной древесины, иных лесных ресурсов и продуктов их
переработки.
Следует также отметить прямую связь роста этих правонарушений с
проблемами социальной, моральной, материальной незащищенностью людей,
которые работают в лесу, защищают его, а ведь зачастую это и очень
опасная профессия. Участились угрозы со стороны криминальных элементов
хозяйничающих в лесах. Лесничим и инспекторам поджигают автомобили,
дома, угрожают родным. А что в итоге лесничий имеет? Только
«генеральский» мундир и нищенское содержание. Нашей задачей сегодня
является вернуть или удержать тех, кто служит в лесу, сделать профессию
более престижной, установив дополнительные социальные гарантии и
достойную заработную плату для всех работников лесной отрасли. Также
сегодня необходимо способствовать возрождению и развитию лесных
деревень.
Серьезная ситуация и с пожарами. Согласно анализу статистической
отчетности в России за период с 1990 по 2012 годы в лесах, расположенных
на землях лесного фонда, было зарегистрировано более полумиллиона
лесных пожаров, огнем пройдено 28 млн. га лесных земель. Ущерб от лесных
пожаров, включая экологический ущерб и ущерб жизни и здоровью людей, в
разы превышает ущерб от незаконных рубок.
На Байкальской природной территории, например, в 2011 году количество
пожаров по сравнению с 2010 годом увеличилось на 82 %, по сравнению с
2009 годом на 17,6 % и составило 2 328 пожаров (!). Площадь, пройденная
пожарами, по сравнению с 2010 годом увеличилась на 59 %.
В этой связи политика России в области борьбы с нарушением правил
пожарной безопасности в лесах и на около лесных территориях должна быть
направлена на ужесточение и неотвратимость наказания за нарушение
действующего законодательства.
В 2013 году в Российской Федерации проводится Год охраны окружающей
среды и с начала этого года уже проведено как минимум два значительных в
лесной сфере мероприятия, таких как Всероссийский Форум работников
лесного комплекса «Будущее лесного сектора России: федеральные и
региональные перспективы» - 27 февраля, а следом за ним 28 февраля
текущего года заседание Совета по развитию лесного комплекса при
Правительстве Российской Федерации.
В г. Улан-Удэ – столицы Бурятии 11 апреля 2013 года состоится
заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации по
вопросу повышения эффективности и развитию лесного комплекса на период
до 2030 года. Решать Президиуму Государственного совета Российской
Федерации придется множество системных проблем, возникающих сегодня в
лесном хозяйстве. Мы возлагаем большие надежды на то, что решения
принятые по итогам Госсовета и поручения Президента положат начало для
изменения ситуации и в лесной отрасли в целом, и в лесном комплексе
Сибири и Дальнего Востока, к лучшему.
Одним из решающих факторов сохранения Байкала является финансирование
природоохранных мероприятий. По данным Министерства природных ресурсов и
экологии Российской Федерации размер финансирования всех мероприятий по
охране озера Байкал из федерального бюджета составил в 2011 году 820,06
млн. руб. Таких средств явно недостаточно, чтобы сдвинуть воз проблем с
того места, где они находятся.
Комплексное решение конкретных природоохранных задач сохранения
экосистемы озера Байкал и Байкальской природной территории в ближайшие
годы будет реализовываться в рамках Федеральной целевой программы
«Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской
природной территории». Реализацию Программы планируется осуществить в
2012 - 2020 годах.
Напомню, что в 2010-2011 годах обсуждение Программы проходило на
Байкальском экономическом форуме. Решение о разработке Программы было
принято в 2011 году после посещения Байкала В.В.Путиным. В 2012 году она
обсуждалась на заседании Межведомственной комиссии по вопросам охраны
озера Байкал, на которое были приглашены общественные экологические
организации.
Основной задачей Программы является охрана озера Байкал и Байкальской
природной территории от негативного воздействия техногенных,
антропогенных и природных факторов.
Всего за восемь лет на охрану Байкала планируется потратить более 58
млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме
48,381 млрд. рублей (83,2%). Предполагается выделение этих средств на
три региона – Приангарье, Бурятию и Забайкалье. Из них: капитальные
вложения – 33,572 млрд. рублей, НИОКР – 0,464 млрд. руб., прочие нужды –
14,345 млрд. рублей. За счет средств консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации будет выделена сумма в 8,374 млрд. рублей
(14,4%) и за счет средств внебюджетных источников - 1,402 млрд. рублей
(2,4%). Это не такие уж и большие суммы.
Государственными заказчиками Программы выступают Министерство
природных ресурсов и экологии Российской Федерации - основной
разработчик Программы, Министерство регионального развития Российской
Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное
агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по рыболовству,
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная
служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Программой предусмотрено сокращение сбросов загрязняющих веществ в
озеро Байкал и на его побережье до 50%, реабилитация до 80% Байкальской
природной территории, подвергшейся загрязнению, решение проблем
нерегулируемого накопления отходов берегах.
В рамках Программы планируется решить задачи, направленные на
ликвидацию прошлого экологического ущерба, снижение текущего негативного
воздействия, совершенствование системы экологического мониторинга
состояния Байкальской природной территории. Кроме того, это комплекс мер
по сохранению биологического разнообразия, минимизации природных
рисков, характерных для данного региона, и развитию экологического
туризма.
Программой предусмотрено за счет средств федерального бюджета
осуществить ряд первоочередных мер на Байкале, в том числе направленных
на развитие ООПТ - Байкальского заповедника, Байкало-Ленского
заповедника, Баргузинского заповедника, Прибайкальского национального
парка, Забайкальского национального парка, и реализацию природоохранных
мер и выполнение последующих этапов по ликвидации последствий
деятельности Джидинского комбината в Республике Бурятия.
В федеральную целевую программу внесены предложения по проектированию
и строительству очистных сооружений, берегоукрепительных сооружений,
полигонов твердых бытовых отходов, ликвидации накопленного
экологического ущерба, развития системы государственного мониторинга
окружающей среды и особо охраняемых природных территорий.
Программой предусмотрено финансирование мероприятий по строительству
очистных сооружений и реконструкцию хозяйственно-питьевого водоснабжения
ряда населенных пунктов.
В части решения проблемы нерегулируемого накопления отходов, к 2020
г. предусмотрено строительство 49 различных объектов по утилизации и
размещению отходов по всей территории, таким образом, до 80% отходов
будут вовлечены во вторичный оборот или размещаться на оборудованных
полигонах. В целях снижения природных рисков планируется строительство и
оборудование 24 пожарно-химических станций, что на четверть сократит
среднюю площадь пожаров на байкальских особо охраняемых природных
территориях.
Будет также произведена реконструкция рыбоводных заводов, что
обеспечит сохранение доли видов растений и животных, включенных в
Красную книгу Российской Федерации, а также увеличит запасы ценных пород
рыб в Байкале. Реализация мероприятий заложенных в Программы в сфере
использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных
биологических ресурсов и среды их обитания позволит к 2020 году - на
43,6% увеличить запасы ценных видов рыб в озере Байкал. Также будет произведена реконструкция объектов рыборазведения.
В то же время, на наш взгляд, Программа имеет ряд принципиальных
недостаток, в первую очередь таких, как отсутствие приоритета мер и
соответствующих контролируемых параметров для озера Байкал. Отсутствие
приоритетности задач и мероприятий программы, а также самостоятельной
отчетности и контроля динамики антропогенного воздействия
непосредственно на озеро Байкал, делает неопределенной ответственность
заказчиков и исполнителей мероприятий. В такой ситуации может создаться
коррупционная составляющая финансовых затрат государства, что в
определенном смысле не позволит достичь поставленных целей программы.
В первую очередь надо предусмотреть создания эффективной системе
мониторинга, оценки влияния экзогенных процессов, комплексной
экологической оценки состояния озера Байкал и Байкальской природной
территории. Тем более, для этого имеется научный потенциал.
Особой проблемой являются сбросы подсланевых вод с судов и
загрязнение вод озера нефтепродуктами. Всего на Байкале более 350 судов
(без учета маломерного флота). Навигация длится около 6 месяцев.
Ежегодно в Байкал попадает более 160 тонн нефтепродуктов. Для
организации мест приема и утилизации сточных вод и бытовых отходов
необходима реализация мероприятий для обустройства причалов приемными
пунктами временного сбора твердых бытовых отходов и емкостями,
обеспечивающими прием и временное хранение загрязненных стоков с судов.
Получение этих данных, прогнозов и рекомендаций является основной
задачей государственной системы мониторинга уникальной экосистемы озера
Байкал. К сожалению, следует констатировать, что существующая
государственная система управления в сфере охраны окружающей среды не в
полной мере обеспечивает выполнение возложенных на нее функций. Институт
государственной экологической экспертизы практически ликвидирован.
Система нормирования субъективна и позволяет предприятиям оказывать
неограниченное воздействие на окружающую среду, плата за негативное
воздействие минимальна и не стимулирует предприятия к внедрению
«зеленых» технологий, штрафы за нарушения экологического
законодательства минимальны, отсутствуют экономические стимулы для
перехода предприятий на наилучшие доступные технологии.
Следует сказать, что в настоящее время уже приняты федеральные
законы, направленные на повышение эффективности государственного
экологического надзора и государственного экологического мониторинга.
Важно отметить, что государственный экологический надзор в области
охраны озера Байкал и государственный экологический мониторинг
уникальной экологической системы озера Байкал выделены в отдельные
компоненты.
Среди приоритетных законопроектов в Комитете находится законопроекты,
принятие которых создаст новую базу для формирования экологической и
экономической политики нашего государства. Это целый набор стимулов для
разработки и реализации хозяйствующими субъектами технологических
решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования
природных ресурсов.
Первый направлен на совершенствование системы нормирования
воздействия на окружающую среду и построения ее на принципах наилучших
доступных технологий, а также на внедрение мер экономического
стимулирования в области охраны окружающей среды. Смысл вносимых
изменений заключается в том, чтобы сформулировать дополнительные
положения законодательного плана, которые стимулировали бы хозяйствующих
субъектов на внедрение новейших природосберегающих технологий и снять
некоторые излишние административные барьеры.
Вторым из упомянутых приоритетных законопроектов предлагается
комплекс мер, направленных на сокращение количества отходов,
направляемых на захоронение. В частности, законопроект устанавливает
ответственность производителя или импортера продукции за ее утилизацию
после утраты ей потребительских свойств. Также уточняются и
конкретизируются полномочия органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в данной сфере. В соответствии с новыми
требованиями, мероприятия по сокращению количества твердых бытовых
отходов, направляемых на захоронение, должны в обязательном порядке быть
включены в региональные программы социально-экономического развития.
После принятия названных изменений законодательства Комитет
предлагает возобновить разработку Экологического кодекса Российской
Федерации. Его принятие позволит значительно улучшить качество правового
регулирования экологических отношений на системной основе.
Также на сегодняшний день особую актуальность приобретает принцип обязательности государственной экологической экспертизы.
Этот принцип закрепляется в законопроекте №175151-6 «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросу Байкальской природной территории», который имеется в нашем
портфеле. Предложенный механизм решения будет способствовать повышению
экологической безопасности и снижению негативного воздействия на
окружающую среду.
Кроме того, мы планируем в весеннюю сессию завершить работу над
проектом федерального закона № 97705-5 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и
некоторые законодательные акты Российской Федерации», который направлен,
в том числе, и на решение перечисленных проблем. Реализация этих планов
будет также зависеть и от сроков поступления новых поправок
Правительства РФ к законопроекту, и в этой связи прошу Минприроды России
обеспечить своевременное выполнение поручений руководства Правительства
РФ по данному вопросу.
Природная неповторимость и высокая социальная значимость озера
Байкал, как уникального объекта Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО,
ставит перед всеми нами, перед государством в целом задачу недопущение
обострения экологической обстановки на Байкальской природной территории.
Каждый из нас должен очень четко осознавать нашу ответственность и
перед предками, сохранившими для нас это, поистине, великолепное Чудо
Света - Байкал, и перед потомками, которым мы оставим эту землю в
наследство.
|