До 1938 года — Судостро́й, в 1938—1957 —город Мо́лотовск — город Северодвинск с 1957 года По
решению Совета Труда и Обороны, принятому 31 января 1936 года,
возводился крупнейший в Европе судостроительный завод. По заданию
правительства Иван Тарасович Кирилкин прибыл на Север, на строительство
нового промышленного гиганта на берегу Белого моря. Судострой стал
главным делом жизни тысяч людей.
Николо-Корельский
монастырь спас Судострой, так называлась организация, которой была
поручена грандиозная задача - возведение крупнейшего в стране
судостроительного завода и жилых кварталов на обширной территории,
примыкающей к древней обители. Она и стала первым пристанищем для
нескольких сотен первостроителей, появившихся здесь в июле 1936 года.
Кроме общежития, в монастыре разместились отдел кадров стройки, комитет
комсомола, почта. Предварительно пришлось отремонтировать обветшавшую
кровлю храмов, заменить осыпавшуюся во многих местах вместе с росписями
штукатурку… Это позволяет иметь некоторое представление о том состоянии
запустения, в котором находилась к тому времени древняя поморская
обитель.
В
строительстве участвовали тысячи людей, преимущественно жителей
Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской и Коми областей, входивших
тогда в состав Северного края. Начальником Судостроя и директором
строящегося завода был 47-летний И.Т. Кирилкин - крупный организатор
советской металлургической и машиностроительной промышленности, один из
лучших командиров в битве за индустриализацию страны. Его выпестовал и
направил на Север Нарком тяжёлой промышленности СССР, выдающийся
государственный деятель Г.К. Орджоникидзе.
За
плечами у Кирилкина, несомненно талантливого человека и прирождённого
организатора, были и работа в руднике, и служба в органах ЧК и Красной
Армии и участие в деятельности советских и партийных организаций.
Выдвинутый на руководящую хозяйственную работу, он блестяще проявил
себя, возглавляя крупнейшие металлургические предприятия на юге страны.
На Северную Двину И.Т. Кирилкин приехал, введя в строй самый большой в
СССР Новокраматорский завод тяжёлого машиностроения, начальником
строительства которого и директором он был.
И.Т.
Кирилкин мечтал о красивом, благоустроенном городе кораблестроителей,
где были бы созданы все удобства для жизни. И предлагал развивать город
на острове Ягры с его более благоприятными, чем на материке, природными
условиями. Ратовал за квалифицированный труд, пропагандировал, как важно
приобретать новые профессии. И создавал целую систему подготовки
кадров. Был уверен в том, что новый город превратится в крупнейший центр
культуры на всём побережье Белого моря. И строил театр.
Скорее!
Скорее! Вот лозунг тех дней. 22 ноября 1936 года стройка получила
транспортную связь со страной. Руководству области направлено сообщение о
том, что по вновь построенной ветке Судострой - Исакогорка прошёл
первый поезд с грузом.
К
1937 году уже была создана основная структура вспомогательных и
подсобных хозяйств и цехов и достаточная на первое время жилплощадь.
Только в декабре в районе нынешней «Теплосети» за месяц было построено
двенадцать каркасных бараков. В 1937 году посёлок получил электроэнергию
и воду из Архангельска. Зимой 1936-37 годов началась постоянная
застройка двухэтажными добротными домами, пахнущими свежей стружкой.
Начало
строительства - это время, когда разворачивалось стахановское движение.
И, надо сказать, отношение первостроителей к труду было особым. Они
понимали значение стройки, видели результаты, хотели сделать как можно
больше и лучше. Очень тяжёлой работой были заняты девушки. Созданные из
них бригады разнорабочих помогали плотникам в строительстве бараков:
приходилось поднимать тяжести - песок, глину. Недаром на памятном знаке
первостроителям представлен горельеф женщины с лопатой в руке.
К
1 декабря 1937 года жилой фонд посёлка состоял из 193 деревянных домов
общей площадью 81256 кв. метров (из них 16258 - бараки).
Централизованное отопление обеспечивали 17 котельных. Работали 3 бани
(баня - роскошное по тем временам, а, главное, долгожданное сооружение с
общими залами и душевыми), прачечная. Действовали 4 школы, детсад,
ясли, Поликлиника и больница. Из предприятий торговли и общественного
питания были сданы в эксплуатацию 12 столовых, 3 хлебопекарни, 6
продовольственных магазинов.
Весной
1937-го строители приступили к возведению промышленных объектов.
Директивный срок закладки первого корабля (а им должен был стать линкор)
правительство определило 1938 годом. Первую же очередь завода
требовалось ввести уже в 1939-м.
Даже
при нынешнем уровне техники и технологии трудно представить себе, что
за такое время на пустом месте в условиях сурового северного климата
можно создать мощное судостроительное производство, способное строить
такие корабли, как линкор. Однако Судострой прилагал все усилия, чтобы
выполнить эту труднейшую задачу. Тем не менее, заданные строки не
выдерживались. К концу 1937 года отставание составляло 5-6 месяцев.
Причин тому было много.
Лучшего
оставляли желать бытовые условия рабочих. Качество построенного жилья
во временном посёлке было низким - в дело шёл, как правило, сырой лес.
А
весной 1938 года на Судострое появились люди в серых шинелях, с
«кубарями» и шпалами на петлицах. Только очень осведомленные люди знали,
что это означало подготовку к организации лагеря - для привлечения
дополнительной рабочей силы на промышленную площадку. Началось
устройство лагерей на материке и на острове Ягры. Пребывали их обитатели
- заключённые. С 1 августа 1938 года стройка полностью перешла в
ведение НКВД.
11
августа 1938 года рабочий поселок Архсудстроя Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР был преобразован в город Молотовск. По состоянию
на 11 августа 1938 года население Молотовска превышает 23 тысячи
человек.
25
мая 1939 года начал производственную деятельность ремонтно-механический
завод, предназначенный для ремонта строительных машин, изготовления
металлоконструкций и чугунного литья (будущий Северодвинский завод
дорожных машин). Народный комиссар ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов своим
приказом №00186 от 20 июля 1940 года поручил военному совету Северного
флота сформировать к 15 августа 1940 года военно-морскую базу в городе
Молотовске. Окончательно Беломорская ВМБ сформирована в декабре 1940
года (приказ командующего Северным флотом №0528 от 29 декабря 1940
года). Этот день считается днём формирования Беломорской ВМБ.
С
началом войны 1941 года новое судостроение на заводе фактически
прекратилось. Завод переключился на выпуск продукции, совершенно не
свойственной его профилю, но крайне необходимой фронту и флоту: корпусов
снарядов и фугасных бомб, солдатских котелков, автоцистерн, мостовых
железнодорожных конструкций, понтонов, морских тралов всех видов, а
также артиллерийских корабельных башен. К строительству кораблей удалось
возвратиться только в середине 1943 года.
А
вот судоремонтом на заводе, причём в больших объёмах, занимались все
четыре года войны. По сути, предприятие превратилось в судоремонтную
базу транспортного, ледокольного и военного флота на Севере.
В
годы войны пришлось ускорять строительство основных цехов. Кроме того,
по специальному указанию правительства осуществляли строительство
набережных, причалов и складских ёмкостей для приёма грузовых пароходов
союзных держав. В ту пору основной рабочей силой стали заключённые
Ягринлага.
Всего
за годы войны ушли на фронт 14,5 тысяч жителей, из которых 3,5 тысячи
не вернулись. В юнги Северного флота ушёл школьник Валентин Пикуль,
поразивший нас своей яркой, необыкновенной судьбой, околдовавший своими
книгами.
|