Главная » 2011»Июнь»29 » Немного истории: Судострой - Молотовск - Северодвинск
20:07
Немного истории: Судострой - Молотовск - Северодвинск
Северодвинск Немного истории: Судострой - Молотовск - Северодвинск
Июль 1936 года. Из Архангельска вниз по Северной Двине, шлёпая плицами по речной глади, шел белый красивый колесный пароход "Иван Каляев" И вот позади 50-километровый путь. Дальше начиналось Белое море. Но продолжать путешествие и не требовалось: пароход прибыл к назначенному месту. На своем борту он доставил первых строителей будущего города - 60 парней и девчонок, посланцев архангельского комсомола. Высадившись на берег, первопроходцы увидели, перед собой золотистые луковицы церкви приморского Николо-Корельского монастыря, основанного в 1410 году, за черту горизонта уходили болота. Справа расстилался розовый от цветущего шиповника остров Ягры. На следующий день прибыли несколько буксиров, ведя за собой баржи с инструментом, продовольствием, стройматериалами. Первостроители размещались на пароходе, в помещениях монастыря, в палатках, в маленьком поселке на южном берегу острова Ягры (там находился шпалорезный завод и около ста человек населения).
Возглавил стройку Иван Тарасович Кирилкин. Крупный хозяйственник, незаурядный организатор, побывавший к тому времени на крупнейших предприятиях Америки, Англии, Франции, Чехословакии, Германии. За строительство и освоение одного из первенцев социндустрии - Новокраматорского машиностроительного завода он был награжден орденом Ленина. И это в то скупое на награды время.
Как же нужен был в этих порой невыносимо трудных условиях человек такой чуткой души, как Иван Тарасович. От всего увиденного вокруг настроение у прибывших на стройку было не из радостных. По инициативе Ивана Тарасовича Кирилкина рабочие собирались на митинг. Начальник строительства рассказал о международном положении, о фашизме в Германии, о значении этой стройки, о трудностях, которые будут. Во имя будущего, во имя мира, все эти невзгоды, трудности во что бы то ни стало, нужно было преодолеть, построить в очень жесткие сроки, за 5 лет, новый индустриальный город.
... Рабочего человека ценил высоко. За самоотверженный труд тут же на рабочем месте мог премировать. Это правило он завел еще и Краматорске. Но и с провинившегося крепко спрашивал. Энергия его была беспредельна. Глаз - вездесущ. Был горяч, но отходчив.
Свою биографию и историю города люди писали топором и лопатой, ломом, тачкой и просто голыми руками, потому что не было в то время совершеннее и надежнее механизма, чем рабочие руки.
Время диктовало свое темпы: за 10 дней построили первый двухэтажный дом (д. 15, пр. Беломорский); за 25 дней построили комсомольцы здание драматического театра, который потом еще долго, десятилетиями служил людям; за четыре месяца проложили 50-километровую железнодорожную ветку. Уже в ноябре 1936 года прошел по ней первый состав с грузом.
Выстроен гараж для техники, но машин в этом году не получили. Есть свободное помещение. Здание сразу же использовали для проката кинофильмов и за неимением другого предложили там разместиться театру. Труппа состояла из 42 человек. 11 сентября 1937 года открыли сезон спектаклей "Лжец". Практически это единственный случай а истории, когда профессиональный театральный коллектив начинает свою историю раньше истории города.
О строительстве нового здания театра, сегодня ходят легенды. Вот небольшая хроника тех дней.
В ночь на 26 марта 1938 гида по невыясненным причинам сгорело здание театра. Коллектив фактически оказался без площадки, имущества и сценическо-постановочных средств. На следующий день после пожара многие ждали сообщения о расформировании труппы. 27 марта на встречу с творческим составом в актерское общежитие пришел председатель исполкома и сказал, что будет строиться новый театр. А 28 марта началось строительство. Первый спектакль в новом здании после торжественного собрания состоялся 30 апреля, второй - 1 мая. Потом здание достраивалось, оборудовалось.
Город рос не по дням, а по часам. Странно кажется теперь, что тогда строили в основном с помощью топора. К началу 1937/38 учебного года была построена отличная двухэтажная школа на перекрестке улиц Пионерской и Индустриальной.
Из протокола № 2 заседания Оргкомитета Архгорсовета от 27 декабря 1937 года:
Слушали о наименовании улиц.
;Постановили: Отменить существующие названия номерных улиц и линий поселка и присвоить улицам и переулкам следующие названия:
По 3-му и 4-му жилым участкам: первую линию наименовать улица Северная (Торцева), вторую - улица Советская, третью - улица Республиканская, четвертую - улица Индустриальная, пятую - улица Лесная.
Существующие до сего времени номерные улицы наименовать: первую улицу - Железнодорожная, вторую - Беломорский проспект, третью - улица Пионерская, четвертую - проспект Профсоюзов, пятую - улица Полярная, шестую - улица Торфяная (Арктическая - проспект Ленина)и т.д.
11 августа 1936 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселку Судострой присвоен статус города. Его назвали - Молотовск (в Северодвинскон был переименован в 1957 голу). Вместе с городом строились Северное машиностроительное предприятие. Задание партии было выполнено.
В 1940 году в городе уже жило 30 тысяч человек. И конечно же, большую часть горожан составляли голубоглазые светловолосые северяне с певучим соломбальским, окающим пинежским, цокающим мезенским говорком. Вчерашние поморы и крестьяне, для которых "море как поле", строили город и учились. Добрую службу сослужили их хозяйская основательность, мастеровитость.
Война прервала нормальный ход строительства и города, и промышленных объектов. Однако бесперебойно работало сердце Молотовска, его ТЭЦ, что имело в дальнейшем громадное значение в военной судьбе города. ТЭЦ-1 - одно из старейших предприятий города. Первый промышленный киловатт оно дало 26 марта 1941 года. С полной отдачей работало и Северное машиностроительное предприятие. Первая очередь цеха 50 была принята Государственной комиссией 21 декабря 1939 года.
Около 30 тысяч горожан с болью и гневом восприняли весть о вероломном нападении гитлеровской Германии.
Военный Молотовск - это около 14 тысяч мужчин, ушедших в первые дни войны на фронт. Это десятки тысяч снарядов, авиабомб, взрывателей и другой военной продукции, изготовленных в основном руками женщин и подростков в холодных, плохо освещенных цехах. Это фронтовые госпитали и помещениях школ.
22 июня 1940 года в выступлении по радио премьер-министр Великобритании Черчиль, оставаясь на принципиальных антикоммунистических позициях, тем не менее заявил: "...мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем". Черчиль объяснил, что, помогая СССР, Англия спасает себя.
Было определено основное направление морского грузопотока в 1941 году из Англии и США - порт Архангельск.
Первый караван союзных судов в составе шести транспортов, охранявшихся двумя эсминцами и семью другими кораблями прикрытия, пришел в Архангельск 31 августа 1941 года. (Этот конвой получил впоследствии кодовое обозначение "PQ-0" "Дервиш"). Суда, привезшие 10 тысяч тонн каучука, 64 самолета, 3800 глубинных бомб, магнитных мин и другие грузы, разгружались на Бакарице. И Экономия, и Бакарица в зимнее время были выключенными из работы из-зи сложности в проводке судов по реке.
Эти и другие обстоятельства заставили специальную комиссию, созданную в конце сентября 1941 года по указанию заместителя Председателя Совнаркома СССР А. И. Микояна, члена ГКО и ответственного за все поставки в СССР из-за границы, обратить, свое внимание на Никольское устье и город Молотовск.
Комиссия, в составе которой было 15 специалистов под руководством секретаря Архангельского обкома партии по водному транспорту А. С. Буданова, побывав на месте в октябре 1941 года, приняла решение строить порт в Молотовске. Решение Архангельской комиссии было поддержано правительством, так как стало ясно, что от работ в Молотовске во многом зависит успех всех операций по проводке конвоев.
Основой для порта в Молотовске должны были стать три недостроенных временных причала в окоченной части города. Они были задуманы как база для приема транспортов с углем из Баренцбурга на Шпицбергене для городской ТЭЦ, расположенной на диаметрально противоположном конце береговой линии. Но война поломала эти планы.
Не было ни складов ни складских площадок, ни подъездных путей, ни кранов и других средств механизации. Все это в Милотовском порту предстояло еще создать в кратчайший срок. А надвигалась суровая зима. Прежде всего нужно было построить сплошную линию причалов. Даже первая ее очередь, намеченная к окончанию на 10 января 1942 года, требовала около 10 тысяч кубометров лесоматериалов и месячной работы 30 копров по забивке 19-метровых свай. Это был огромный объем работ...
Хотя главные строительные работы еще были впереди, к концу октября 1941 года Молотовск был уже готов принять первые транспорты.
Уже несколько судов из второго каравана (PQ-1), пришедшего на Север в середине октября 1941 года, были приняты в Молотовске, порт которого еще только начал создаваться. Начиная с конвоя PQ-3 (середина ноября 1941 года) все операции по вводу и выводу судов в портах Архангельск и Молотовск осуществлялись с помощью ледоколов. При этом из-за все еще недостаточной глубины на баре Корабельного рукава Двины практиковалась частичная разгрузка судов с большой осадкой в Молотовске с последующей проводкой их в Архангельск. Из-за исключительно суровой зимы ледовая обстановка в конце года усложнилась настолько, что все судна конвоя PQ-6, пришедшего 23 декабря 1941 года, пришлось разгружать и Молотовске.
Всего за 1941 год из Англии и Исландии порты Белого моря прибыли семь союзных конвоев общим составом в 53 транспорта (из них восемь советских). Более десяти транспортов этих конвоев было обработано в Молотовске. В обратном направлении ушло четыре конвоя из 47 судов, в числе которых 15 советских.
Порт начинал работать, имея всего пять кранов в два передвижных транспортера. Несколько железнодорожных кранов взяли в аренду у железной дороги, остальные были на гусеничном ходу. Краны имели небольшую грузоподъемность - а главное - малый вылет стрелы, что не позволяло использовать их в непосредственной работе на трюм. Механизаторы порта (а их вначале было всего четверо) во главе с Г. Н. Цейлиным, начали создавать свою техническую базу. Восстанавливали старые, с большим трудом полученные станки для мастерской, наладили сварочный аппарат устроили кузницу. Создали небольшую группу строительных рабочих для ремонта причалов и деревянных сооружений.
А у причалов стояли суда, требовавшие срочной разгрузки. Сроки устанавливались правительством и непосредственно А. И. Микояном. Но задержек в Молотовске не было ни в 1941 году, ни в последующие годы. Сейчас даже трудно себе представить, как это удавалось осуществить в лютую зиму 1941 года. Выгрузка шла исключительно судовыми средствами. Груз, поднятый из трюма, укладывался на причал у борта. Здесь его можно было взять железнодорожным краном и подвести к вагону или платформе. Но много груза приходилось оттаскивать от судов на металлических санках, изготовленных тут же в порту. Два человека спереди, одним сзади везли такие сани. Преобладал ручкой труд. Из 25 тысяч тонн груза, переработанных портом в 1941 году, только шестая часть разгружена с помощью механизмов.
Много усилий требовалось затратить, чтобы обеспечить погрузку насыпного груза. Смерзшуюся калийную соль приходилось сначала рыхлить вручную - "кирковать". Вся обработка шла вручную, только впоследствии этот процесс был механизирован с помощью грейферов.
Капитаны транспортов были довольны темпами работ в порту, тем более, что здесь они получали весь ремонт, в котором нуждались их суда.
Нелегко давались транспортам переводы через Северную Атлантику и Белое море. Суда приходили со штормовыми повреждениями, обломанными лопастями гребных винтов, помятыми льдом бортами, а впоследствии - с разрушенными от вражеских бомб и торпед.
Ремонт выполнялся в любое время суток, в любую погоду. Работа портовиков и ремонтников согласовывалась. Например, если требовалось оголить винт, то разгрузка начиналась с кормовых трюмов.
Несмотря на все это, ни в 1941 году, ни в последующие военные годы не было ни одного случая срыва срока ремонта. Зато от капитанов иностранных судов регулярно поступали в Молотовск благодарности за качественно выполненную работу.
Трудно переоценить значение Молотовска как угольной базы, особенно для ледоколов в зимнее время. Ведь для них это была часто единственная возможность получить бункер. Кроме наших и иностранных транспортов, в порту бункеровались также советские и союзные военные корабли. Всего в Молотовском порту переработано угля за четыре года - 488 тысяч тонн. Причем в 1943 году объект бункерных операций в Молотовске составил 44 процента от всего количества угля, переработанного в Архангельском порту.
В середине сентября 1942 гида ожидалось прибытие большого каравана судов. Под давлением общественного мнения Черчиль был вынужден отправить 2 сентября в Советский Союз конвой PQ-18. 40 транспортов и 37 боевых кораблей конвоя PQ-18, подвергаясь почти непрерывным атакам противника, двигались в Белое море.
Архангельский порт впервые столкнулся с необходимостью обработки такого большого количества судов, какое пришло с конвоем PQ-18. Их было 27. Но проведенная реконструкция основных участком порта, а также введение в строй Молотовского района позволили успешно справиться с этой задачей.
Приморский берег острова Ягры помнит викингов, бывавших здесь с миром и с войной в незапамятные времена. Этот берег помнит Ченслера, прибывшего для установления торговых отношений с Московией. Этот берег не забывает и английскую эскадру, которая в середине прошлого века бомбардировала окрестные села. На этом берегу летом 1918-го года - первого года интервенции - пал секретарь Архангельского горкома партии Роман Куликов.
Всю боевую работу зенитчиков Молотовска оценить невозможно - сведений пока нет. Но даже то, что показывает экспозиция музея школы № 19, впечатляет. Вот выписка из наградного документа на командира 81-го зенитного дивизиона майора П. К. Приходько. Он представляется к ордену Красной Звезды: "Дивизионом сбито два и подбито два вражеских "Ю-88".
В одном из красивейших мест побережья Белого моря, на острове Ягры, где шуму воли вторит шелест крон медноствольных сосен, печально звучит колокол памяти. На месте захоронения воинов Карельского фронта, умерших от ран в госпиталях Молотовска установлен мемориал (1975 г., художник И. Горзев, архитектор В. Федосеев). Сурово и скорбно лицо матери-родины, склонившей голову над прахом своих сыновей. Каждый год в День Победы сюда приходят многие жители города, чтобы возложить на могильные плиты свежие цветы.
В послевоенные годы началось бурное строительство города в каменной застройке. Торжественен проспект Ленина (в ]957 г. переименован из ул. Арктической) с его монументальными зданиями 50-х годов, украшенными пилястрами, полуарками и кокетливыми балкончиками, Первый каменный дом был построен в 1940 г. на ул. Первомайской, 38. В 1952 г. построены "циркульные" дома на Первомайской площади и к/т "Родина", в 1955 г. - спортзал на ул. Советской, 29, 29 октября 1958 года состоялась торжественная закладка ДК в честь 40-летия ВЛКСМ - в 1960 году был сдан в эксплуатацию клубный корпус, а в 24.01.1964 г. - центральный корпус Дворца культуры им. Ленинского комсомола. В 1956 году открыт стадион "Строитель".
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 733/2 от 12.9.1957 года город Молотовск переименован в город Северодвинск.
В 60-е годы ведется торопливая, безликая застройка крупнопанельными и кирпичными домами для быстрейшего удовлетворения жильем большого количества горожан. В 1960 г. построен первый крупнопанельный дом на ул. Торцева, 67. В период 1960-1987 г.г. построено более 400 крупнопанельных домов. В 1963 г. построен к/т "Спутник", в 1965 г. - к/т "Прибой", в 1967 г. - ДК им. 50-летия Октября (ДК Ягры). В 1962 году ремонтно-механичекий завод, построенный: 25.5.1939 года, переименован в Северодвинский завод дорожных машин (Севдормаш), который приступил к выпуску роторных снегоочистителей (1960 г. - 52 шт., 1965 г. - 250 шт., 1970 г. - 756 шт., 1975 г. - 804 шт, 1980 г., - 923 шт., 1981 г. - 875 шт., 1983 г. - 630 шт., 1985 г., - 640 шт.). В июне 1962 года в город приезжал Н. С. Хрущев, с посещением Неноксы.
В 70-е годы как бы спохватились - дома начали расти вверх. В 1974 г. построен первый 9-этажный дом в городе на ул. К. Маркса, в 1979 г. - первый 9-этажный дом на Яграх (ул. Дзержинского, 11), в 1972 г. открыт центральный узел связи на пр. Труда, в 1973 г. введен новый железнодорожный вокзал и начато строительство ТЭЦ-2, в 1976 г. первый энергоблок ТЭЦ-2 вступил в строй, в 1974 г. построен к/т "Россия", в 1979 г. цех домостроения КСКМ реконструирован на производство домов в "северодвинской" серии и построен первый дои "северодвинской серии" серии на Трухинова, 16.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.2.1983 г. город Северодвинск награжден орденом Ленина за заслуги трудящихся в годы Великой Отечественной войны и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве.
В 1983 г. построен Дом быта "Северное сияние", в 1984 г. открыта городская типография на ул. Южной, 5 20.7.1984 г. построен театр драмы - в этот день в новом театре министр обороны СССР Д. Ф. Устинов вручал городу орден Ленина. В 1987 г. построена 16-этажная часть дома по ул. Ломоносова, 120, в 1988 г. построен ДК Строителей, в 1990 г. - первый "монолитный" дом в микрорайоне М. Кудьма (в районе больницы МСЧ-58 и новой АТС), в 1980 г. построена набережная на Яграх.
Улицы шагали к морю так быстро, что люди не успевали забывать, что еще недавно здесь они собирали морошку и клюкву. И вот уже новые дома вышли на западный берег моря, образовав здесь новый бульвар - Строителей. Город продолжает строится и сейчас.
Информация из очерка: М.М.Остроченко и А.М.Остроченко "Северодвинск - город корабелов" 1993г.