Со времени замысла строительства в районе Архангельска и Северодвинска атомной теплоэлектроцентрали (АТЭЦ) прошло около 12 лет.
Да, времени потеряно много, и на это
есть объективные причины. Однако проделана колоссальная работа, и
сегодня можно утверждать, что проект АТЭЦ готов к переходу в стадию
рабочего проектирования и началу подготовительных работ на площадке в
районе поселка Рикасиха.
Декларация о намерениях была подписана Мин-атомом России и
администрацией области 30 ноября 2001 г., а уже в ноябре 2004 г.
завершена разработка базового документа — Обоснования инвестиций (OБИН).
Идея АТЭЦ имела широкую и авторитетную аудиторию для борьбы мнений,
экспертизы деталей энергоустановок и проекта в целом. Оказалось, что
объект исключительно точно отвечает специфике региона и требованиям
регионального когенерационного энергоисточника. С его вводом в
эксплуатацию решаются многие социально-экономические проблемы края. Речь
идет об ускорении строительства.
Архангельская область остается дотационным регионом. По доходам на
душу населения область занимает 29-е место в РФ, по уровню ВВП — 40-е,
по уровню энерготарифов — одно из первых, по экологии — в десятке
худших. Дефицит в теплоснабжении тормозит жилищное строительство.
Стратегией развития области до 2030 г. ставится задача: на основе
мощной и эффективной энергетики создать базу для инвестиций и
возрождения края. Учитывая отсутствие местных топливных peсурсов и
островной характер энергосистемы, выход возможен только в локальной
атомной энергетике. Невыполнение заложенной в стратегии нормы годового
объема привлечения инвестиций — 47 млрд. рублей в год — ставит под
сомнение перспективы Стратегии-2030.
Руководство области понимает неизбежность надвигающегося кризиса: из
шести ТЭЦ архангельского энергоузла четыре построены в 1937—1941 гг.
Шестьдесят котельных работают на угле и мазуте и девять — на дровах.
Износ генерирующих мощностей и сетей достиг уровня в 70%. Техногенные
риски аварий и отказов растут, затраты на ремонт оборудования и сетей
ежегодно увеличиваются.
Руководители ТГК-2 не могут не знать того факта, что для компенсации
этих затрат с 2013 г. Россия переходит на новый порядок расчета тепловых
тарифов по методу «RAB-регулирования», то есть их индексации с учетом
вложений на 18 и более процентов. Поэтому восторги по поводу перевода
агрегатов ТЭЦ на газ должны быть скромнее и учитывать эффект для
населения и промышленности.
Нельзя ошибиться в оценке возможностей подачи в регион газа, который не
является альтернативой ядерной энергетике и должен сберегаться как
экспортный ресурс. Газ полезен для бытового применения и экологии, но он
не наращивает мощности генерации, ограничен квотами, а для Архангельска
и Северо-двинска требует строительства второй нитки газопровода. Но
главное не в этом. Россия переходит на равнодоходность газа на внешнем и
внутреннем рынках. По данным Агентства по прогнозированию балансов и
электроэнергетике при Минэнерго РФ, цена на газ к 2020 г. увеличится в
2,25 раза и к 2030 г. — в 3,65 раза. Уже с 1 января 2012 г. ставка НДПИ
для Газпрома повышена в 2,2 раза. Предусмотрена с 1 июля 2012 г.
индексация оптовых цен на 15%, а с 1 сентября Газпром планирует
индексацию на 26,3%. Цены на газ для промышленности могут составить в
2012 г. 140—141 доллар за тысячу кубометров, а к концу 2013 г. — 160
долларов. Это приведет к росту цен на электроэнергию на 23—25% (против
планируемых 13—15%) и на тепло на 5—6%.
В настоящее время в недрах госкорпорации «Рос-атом» идет активный
диспут — начинать или повременить с программой теплофикации российских
городов от атомных источников. И здесь в центре внимания самая
продвинутая головная и пионерная по многим техническим составляющим
Архангель-ская АТЭЦ. Подобные решения просятся и по другим регионам.
Архангельск и Северо-двинск за счет проекта атомной
теплоэлектроцентрали получают серьезное приращение жилого фонда со всеми
обязательными приложениями и виде до-школьных учреждений, школ, больниц
и поликлиник — всего 150,0 тыс. кв. метров.
Предполагается непо-средственно рядом с площадкой АТЭЦ разместить
алюминиевый промкомплекс на базе североонеж-ских бокситов (глиноземный
завод на 1400,0 тыс. тонн глинозема в год и завод первичного алюминия на
600,0 тыс. т/год). Ввод этих энергоемких производств потребует
расширения АТЭЦ на два-четыре энергоблока ВК-300. Имеются возможности
создания в этом районе кластера высокотехнологичных производств, в том
числе по глубокой переработке древесины.
Анализ движения денежных поступлений при вводе АТЭЦ говорит о ее
высокой эффективности для бюджетов региона и муниципальных образований
за счет, в основном, налоговых поступлений. Для нашей огромной страны
проблемы регионального развития имеют самое прямое отношение к
социальному климату России и экономическому подъему российской глубинки,
где скрыты огромные резервы. Если хотите, даже политические. Ведь
стабильность определяется настроением рассредоточенного электората.
Вопросы развития регионов обостряются, и их значение для страны
неоднократно подчеркивалось президентом России В.В. Путиным.
Никто не будет отрицать, что Архангельская АТЭЦ — единственный
региональный атомный энергообъект, готовый для рабочего проектирования и
строительства. Проект АТЭЦ постоянно все эти годы находился в поле
зрения всех заинтересованных структур, озвучивался в Госдуме и
правительстве РФ, на коллегиях отрасли, совещаниях в Москве и
Архангельске, в СМИ. Есть все основания полагать, что проект
Архангельской АТЭЦ реально приблизился к практическому воплощению.
Игорь ОРЛОВ, председатель совета консорциума «Энергоресурс», представитель Архангельской области по АТЭЦ, академик РАЕН
Северный рабочий