Г.А. Зюганов направил открытое письмо «В защиту русского классического наследия в российских школах».
Президенту Российской Федерации В.В. Путину,
Премьер-министру Российской Федерации Д.А. Медведеву,
Министру образования РФ Д.В. Ливанову,
Членам совета Безопасности РФ,
Деятелям культуры,
Учителям-словесникам
Уважаемые соотечественники!
В истории и системе российского образования произошли события, смысл и
значение которых можно квалифицировать как реальную угрозу национальной
безопасности. Из программы общего полного среднего образования по
русскому языку и литературе почти полностью исключены имена и
произведения русских классиков, составляющих основу нашей духовности,
основу всей русской и советской культуры и цивилизации.
Список этих имен не только для интеллигенции России, воспитанной в
духе признания и любви к русской классике, но и для всего просвещенного
народа российского, чудовищен. Вслушайтесь в эти имена: Крылов, Радищев,
Жуковский, Грибоедов, Гоголь, поэты Пушкинской плеяды: Кольцов,
Никитин, А.К. Толстой, Майков, Лесков, Шмелев, советские классики:
Белов, Симонов, Исаковский, Рубцов.
Из программы выпали хрестоматийные произведения А.С. Пушкина: «К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Евгений Онегин»; М.Ю. Лермонтова: «Родина», «Нет, я не Байрон»....
Очевидно, что авторами и идеологами новой системы гуманитарного
образования избран изощренный метод уничтожения не просто принципов
национального образования, но удушения самого русского духа нашей
культуры. Пушкинское: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»,
лермонтовское: «Но я люблю, за что не знаю сам, ее степей холодное
молчание», гоголевская «Шинель» и многое другое - не пустой звук, а
корневая основа воспитания нашего народа на протяжении нескольких веков.
С именами «провинившихся», по мнению либералов, русских классиков
связано как создание неповторимого народно-поэтического языка, так и
образа самого Человека - с его трепетной душой, как у толстовского
Платона Каратаева. Всемирной отзывчивостью, как у князя Мышкина
Достоевского. Женской чистотой и верностью, как у пушкинской Татьяны
Лариной. Неприятием коррупции, как во всем «Ревизоре» у Гоголя.
Беззаветным советским патриотизмом, как у Симонова в стихотворении «Ты
помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и многое другое.
По-видимому, именно этот ярко выраженный национальный и острый
социальный смысл нашей литературы и претит нынешнему Министерству
образования, решившемуся на окончательное удушение русского
просвещения. Так осуществляется преступный замысел «изменения
менталитета через школу», то есть геноцид народа посредством
образовательных реформ.
Ведь именно на этой литературе в России и в Советском Союзе
воспитывались поколения людей, образующих, по выражению А.Даллеса,
«самый непокорный народ на земле». Да, непокорный, непокоренный,
спасавший Шипку и Плевну, Прагу и Варшаву, выстоявший в блокаду
Ленинграда и отстоявший Сталинград.
А с каким народом устремится современная Россия в будущее? С каким
умственным и нравственным багажом придут сегодня молодые люди в
Российскую Армию, школы, медицинские учреждения, космические центры,
дипломатические миссии?
Отношение к русскому языку и русской классике - это, в том числе и
отношение к русскому народу. Не случайно выпускники чувашских ВУЗов
вместе с дипломами получают на память одну из самых современных книг
нашего времени - книгу чувашского просветителя Ивана Яковлева «Духовное
завещание чувашскому народу» («Халал»), написанную еще в 1921 году:
«чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе
неисчерпаемые силы ума, сердца и воли.... Народ этот да будет
руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна
была жизнь этого народа, много горести и несчастий встретил он на своем
долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не
утратил понимания своего высокого призвания... Русский народ выстрадал
свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в
Россию, любите её, и она будет вам Матерью».
Идеологам и исполнителям «нового образования» следовало бы самим
приобщиться и растиражировать этот документ, добавив его к учебной
программе, а не укорачивать её до преступного минимума. А может быть,
чиновников от образования смущает именно это ярко выраженное
национальное обстоятельство, которое так пронзительно высказано у
Константина Симонова в стихотворении 1941 года: «что русская мать нас на
свет родила, что в бой, провожая нас, русская женщина три раза
по-русски меня обняла»? Уж слишком очевидно проявлен антирусский след в
обращении чиновников с материалом классики.
Русская литература всегда изучалась в неразрывной связи с нашей
историей. Взаимопроникая, они дополняли и уточняли друг друга. Таким
образом, посягая на русскую литературу, Министерство образования в
очередной раз искажает отечественную историю. Из образовательного
процесса выпала и великая воспитательная русская критика, без которой
невозможно формирование полноценного гуманитарного сознания учащегося.
«Тесня русскую классику, - говорил выдающийся ученый-филолог,
член-корреспондент РАН Н.Н. Скатов, - мы лишаем доверенное нам молодое
поколение не только прошлого, мы лишаем его будущего».
«Придет ли времечко, - приди, приди желанное! Когда народ не Блюхера и
не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет», - мечтал
когда-то Некрасов. Сегодня мы переживаем самый позорный этап, когда с
книжного базара несут и насильственно внедряют в программное обучение не
просто случайные книги, но часто и произведения, пронизанные
антипатриотизмом и русофобией.
Мы решительно требуем оградить русскую школу от таких экспериментов,
от духовной резервации. Мы можем только приветствовать основные
положения программы Президента РФ о патриотическом воспитании граждан
России. Мы поддерживаем идею ста приоритетных книг и ста фильмов для
нашей молодежи, выдвинутую так же Президентом страны. Но мы никогда не
согласимся, чтобы одновременно с этими инициативами наших детей в школе
делали в буквальном смысле Иванами, не помнящими родства. Кроме родства
кровного, у детей есть духовная родословная - это наша великая русская
классическая литература.
Мы обращаемся к творческой и научной интеллигенции всей России, ко
всему русскому народу, к братским народам Российской Федерации с
солидарной просьбой и призывом - защитить наше главное общее богатство - Русское Слово.
Мы должны остаться верными клятве военных лет Анны Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь...»
Мы обязаны продолжить миссию нашего национального гения А.С. Пушкина:
«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. И назовет меня всяк сущий в
ней язык - и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг
степей калмык».
Руки прочь от наших святынь: великого, могучего Русского Языка и Русской Литературы!
Г.А. Зюганов,
Председатель ЦК КПРФ,
руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе.
В.С. Никитин,
первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками,
Председатель Координационного Совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад».
О.Н. Смолин,
первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию.
Л.Г. Баранова-Гонченко,
сопредседатель Союза писателей России.
С.Н. Есин,
писатель, профессор Литературного института имени Горького.
В.Н. Крупин,
писатель, сопредседатель Союза писателей России.
|