12 декабря — День Российской Конституции
Накануне даты вспомним, что
Конституция принята на референдуме граждан России 12 декабря 1993 года.
Вскоре после расстрела Белого дома, в отсутствие парламента и при
полном отстранении оппозиции от участия в работе над её текстом. Это
позволило заложить в Основной Закон государства угодную тогдашним
властям, да и теперешним, концепцию сверхпрезидентской республики.
Прошло 18 лет. День принятия Конституции перестал был праздничным —
это принесено в жертву идее «куршевель-ских» новогодних каникул. В
Основном Законе появилось не так уж мало изменений, благо в прошлом
созыве Госдумы у власти было под рукой конституционное большинство. И,
замечу, изменения касаются усиления пресловутой президентской вертикали и
ограничения демократии. Увеличены сроки полномочий президента с четырёх
лет до шести, Думы — до пяти. Выборное законодательство вообще
претерпело серьёзные изменения. Отменены порог явки и голосование
«против всех», ликвидирована выборность губернаторов и
думцев-одномандатников. В регионах, в том числе и в Архангельской
области, усиленно насаждается введение сити-менеджеров вместо избранных
народом глав администраций городов и районов.
Конечно, российскому народу нужна палка. Это понимали не только
большевики. Сим инструментом всё охотнее пользуется и нынешняя
олигархическая власть. Поскольку в народе не угас эмоциональный порыв,
вызванный итогами выборов 4 декабря («Единая Россия» потеряла порядка 15
процентов голосов, но оппозиция считает тем не менее, что результаты
сильно завышены в её пользу), так и хочется, говоря словами персонажа
Андрея Миронова из фильма «Берегись автомобиля», замахнуться на самое
святое — на Конституцию.
Согласно ей президент в России — царь и бог. С правительством он
может делать всё что угодно. Уходящее четырёхлетие стало исключением,
поскольку премьер-министру Владимиру Путину в эфире и на публичных
мероприятиях уделялось равное внимание с президентом Дмитрием Медведевым
(а во властном закулисье наверняка несравненно большее). Однако
вспомним, с какой лёгкостью в годы президентства Путина отстранялись с
поста главы правительства Михаил Касьянов, Михаил Фрадков, Виктор
Зубков. Теперь, после «рокировочки» во властном тандеме, президентом
будет Путин, и вряд ли Медведеву в роли премьера будет светить нынешнее
благоволение.
Нельзя не напомнить и о незавидном положении Госдумы. Она практически
лишена возможности контроля над деятельностью правительства и его
должностных лиц, не говоря уж о президенте. К тому же в прошлом созыве в
условиях конституционного большинства «Единой России» нижняя палата
парламента превратилась в орган, послушно штампующий законопроекты,
которые валом поступали из правительства. Практически все инициативы
оппозиции игнорировались.
Кроме нижней палаты в Федеральном Собрании есть и верхняя — Совет
Федерации. Его создание после референдума 1993 года, очевидно, должно
было свидетельствовать о том, что Россия не отстаёт от цивилизованных
стран, тем более провозгласивших федеральное устройство — типа Германии
или США. Однако прямой выборности сенаторов у нас нет, их по одному
направляют в СФ губернатор и законодательный орган каждого региона. Как
минимум, один из двух представителей региона в сенате — это отставной
высший чиновник или олигарх. Чаще всего они имеют с представляемыми
территориями чисто символическую связь. Провозглашается принцип
беспартийности сенаторов, что на практике означает беспрекословное
утверждение законов, которые в Думе приняло имеющееся большинство
«Единой России».
Безусловно, в Конституции 1993 года есть и правильные нормы, в том
числе касающиеся социальной защиты россиян. Однако никакой закон, в том
числе и Основной, не в силах обеспечить гражданам то, что не подкреплено
достижениями экономики. Потому-то после принятия Конституции и
произошли у нас такие вещи, как дефолт 1998 года и кризис нынешнего
десятилетия, продолжается банкротство предприятий и развал целых
отраслей экономики, растёт социальное расслоение общества.
В общем, многое в Российской Конституции следовало бы поменять. Но
для этого нужна политическая воля высшего руководства, которой и для
решения куда более мелких проблем сплошь и рядом не хватает. Ну и,
конечно, желание народа активнее формировать государственную власть.
Такого желания, увы, тоже явно недостаёт...
Фото В. Бербенца
Северный рабочий