Главная » 2013 » Январь » 30 » Г.А. Зюганов: Без русского языка и русской литературы нам не сохранить единство страны. Пресс-конференция лидера КПРФ в ИА «Росбалт»
20:05
Г.А. Зюганов: Без русского языка и русской литературы нам не сохранить единство страны. Пресс-конференция лидера КПРФ в ИА «Росбалт»
29 января в информационном агентстве «Росбалт» состоялась
пресс-конференция Г.А. Зюганова «Об удалении с уроков русской
литературы ведущих русских классиков».
В пресс-конференции также приняли участие:
В.С. Никитин, первый заместитель Председателя Комитета
Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками,
Председатель Координационного Совета Всероссийского созидательного
движения «Русский Лад»;
О.Н. Смолин, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию;
Л.Г. Баранова-Гонченко, сопредседатель Союза писателей России;
С.Н. Есин, писатель, профессор Литературного института имени Горького;
В.Н. Крупин, писатель, сопредседатель Союза писателей России.
Г.А. Зюганов: «Список литературы для изучения в российской школе возмутителен по своей сути, унизителен по характеру и абсолютно недопустим»
Открывая пресс-конференцию, лидер КПРФ Г.А. Зюганов обратился к ее
участникам: «Главными ценностями в современном мире являются образование
и здоровье. У меня в руках доклад, предназначенный только для
посвященных, под названием «Образование для России в переходный период».
Он был подготовлен еще в ноябре 1994 года Всемирным банком. Этот доклад
является программой для реализации образовательной политики в
Российской Федерации. В его подготовке участвовали представители 10
стран и наша «пятая колонна», которая за это получила тремя траншами 220
миллионов долларов».
«Мне казалось, - продолжил Геннадий Андреевич, - что это не дойдет до
наших школ и наших школьников, но я глубоко ошибся. Открываем первые
страницы доклада, где ясно написано, что система профтехобразования,
которая у нас была, не нужна. Что рынок все отрегулирует. Результат –
почти все профтехобразование бросили под нож, и сегодня самыми
дефицитными специалистами являются токари и слесари».
«Здесь написано, - отметил далее лидер КПРФ, - что не нужны инженеры,
а нужны бакалавры и магистры. Результат – грамотного инженера сегодня
днем с огнем не найдешь. Здесь также написано, что система подготовки
педагогических кадров не соответствует новым требованиям, что она
готовит людей коллективистского типа, а надо готовить хищников, так
называемых «квалифицированных потребителей».
«Министр образования Ливанов недавно провел аудит вузов, - рассказал
Г.А. Зюганов. – В России 44 педвуза, 30 из них признаны неэффективными,
включая ведущий московский вуз, где работают и учатся 30 тысяч человек.
Что это означает? Это означает, что на всю Сибирь, от Урала до Дальнего
Востока, остаются только два эффективных педвуза. А у нас уже сейчас в
начальной школе 8 из 10 преподавателей – пенсионного или предпенсионного
возраста. Но учитель начальных классов – это же вторая мать, и
подготовка его – очень сложное дело».
«Я этот доклад вручил Путину, когда он был премьером и отчитывался
перед Думой. Я просил его остановить это безумие в нашем народном
образовании. Ведь эта программа последовательно, цинично и беспощадно
реализовывалась целых восемь лет», - напомнил лидер КПРФ.
«Теперь господин Ливанов принимает новое решение. Опять на
американский грант, который выиграл некто Ланин, предложен список
литературы для изучения в нашей российской школе. Этот список
возмутителен по своей сути, унизителен по характеру и абсолютно
недопустим. Потому что нельзя в школе готовить человека, который не
понимает, что такое русская классика, что такое русское слово, что такое
русская речь, и что такое русский язык», - подчеркнул Г.А. Зюганов.
«Раньше страну держали в единстве слова: «Бог, царь и Отечество», -
отметил Геннадий Андреевич. - Но царь не справился со своей задачей.
Советская страна держалась единым народно-хозяйственным комплексом,
единой партией, общенародной собственностью. Сегодня же держит нас в
единстве в основном русский язык. Если его преподавание выхолащивается, а
преподавание литературы сводится к «указивкам» людей, которые якобы
служат нашей стране, но за иностранные деньги, то вы понимаете, чем это
закончится».
«Министерство образование возглавляет не министр, а разрушитель,
который, по сути дела, ведет разрушительную, предательскую политику», -
подчеркнул лидер КПРФ.
О.Н. Смолин: «Школа должна опираться на классику»
Слово для выступления было предоставлено первому заместителю
Председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолину.
Олег Николаевич привел в пример мнение известного французского поэта,
прозаика, мыслителя и критика Поля Валери. По мнению француза, в
мировой истории было три культурных вершины: это античное искусство,
европейское искусство эпохи Возрождения и русская литература 19-го века.
О.Н. Смолин отметил, что литература в школе выполняет две важнейшие
функции. Первое, это воспитание души. В наши дни, по данным
социологических опросов, половина молодежи ради жизненного успеха готова
пренебречь элементарными нормами нравственности и справедливости. По
данным замминистра МВД, в современной России насчитывается от 150 до 400
тысяч несовершеннолетних проституток.
Вторая задача школьной литературы – формирование национальной
идентичности. По мнению О.Н. Смолина, современные школьники плохо знают
народные пословицы и поговорки, нарушено единство культурного языка и
культурных кодов между поколениями дедов, отцов и детей.
«В 2007 году Государственной Думой при нашем противодействии был
принят закон, который исключил полностью содержание из образовательных
стандартов. У нас стандарты есть, а содержания в них нет, - рассказал
О.Н. Смолин. - Поэтому образовательное сообщество, интеллигенция не
могут повлиять на формирование нашего образования».
Депутат-коммунист назвал и другие недостатки современной
образовательной системы. «Школьные программы имеют примерный характер.
Школы могут их учитывать, а могут и не учитывать».
«Количество часов литературы сократили, - рассказал О.Н. Смолин. -
Значительную часть произведений классической литературы теперь изучают в
5-9-х классах. В этом возрасте такие произведения, как «Война и мир»,
детям понять очень сложно».
«С 90-х годов стали вычищать духовно-нравственное содержание русской
литературы. Потому что русская литература всегда была близка идеям
справедливости, а для того, чтобы формировать бандитский капитализм, эти
идеи ни к чему», - отметил Олег Николаевич.
«Сюда накладываются проблемы, связанные с ЕГЭ, - продолжил
депутат-коммунист. - Еще недавно на экзаменах ученикам задавали вопросы
типа: как звали лошадь Вронского или какого цвета были глаза у Татьяны
Лариной. Теперь стали спрашивать: какие художественные приемы применили
Сергей Есенин или Александр Пушкин в таких-то строках. Пушкин про такое
преподавание сказал бы словами Сальери: «Звуки умертвив, музыку я
разъял, как труп»».
«Школа должна опираться на классику. Надо увеличить в школе число
часов на изучение литературы. Надо вернуть школе духовно-нравственное
содержание. Надо вернуть содержание в образовательные стандарты. Все это
предусматривалось в законопроекте КПРФ о народном образовании, но
думское большинство в лице «Единой России» его отклонило», - сказал в
завершении О.Н. Смолин.
В.Н. Крупин: «Мы уже подошли к краю пропасти – надо сопротивляться»
Писатель, сопредседатель Союза писателей России В.Н. Крупин считает
недопустимым включение в школьную программу работ А. Эппеля и Л.
Улицкой.
«У Эппеля в этом (предлагаемом к включению в программу – прим.
КПРФ.ru) рассказе мальчики и девочки смотрят, как спариваются кролики. И
все это изложено матерным языком. А Улицкая и вовсе описывает аборты, -
объяснил писатель. – Это же ужасно».
В то же время, отметил В.Н. Крупин, из школы хотят убрать
классические произведения Василия Белова. «А почему нет в программе
Шмелева? А Гончарова?», - задал он вопросы чиновникам от образования.
«Русская литература – лучшая в мире, и пора уже этим гордиться.
Приведу пример: чем больше мы изгоняем нашу литературы из страны, тем
больше к нам едет иностранцев ее изучать. Изучают, а мы изгоняем», -
выразил возмущение В.Н. Крупин.
По мнению Владимира Николаевича, положение с преподаванием
отечественной литературы более чем тревожное. «Мы уже подошли к краю
пропасти – надо сопротивляться», - подчеркнул он, завершая свое
выступление.
С.Н. Есин: «Давайте снабдим нашего ребенка базовыми знаниями о России, ее народе и истории. Все остальное он найдет сам»
Писатель, профессор Литературного института имени Горького С.Н. Есин
назвал два классических романа нового времени, которые, по его мнению,
являются родоначальниками целого направления в литературе. Это роман
«Как закалялась сталь» Николая Островского и роман «Молодая гвардия»
Александра Фадеева. Эти произведения изъяты из школьных программ в
российских школах, но до сих пор подробно изучаются в Китае.
«Давайте снабдим нашего ребенка базовыми знаниями о России, ее народе
и ее истории. Все остальное он найдет сам», - предложил С.Н. Есин.
Л.Г. Баранова-Гонченко: «Наступление на русскую литературу – это наступление на нашу государственность»
По мнению секретаря Союза писателей России Л.Г. Барановой-Гонченко,
вычеркивание из программы по литературе русских классиков может повлечь
разрушение российского государства и общества.
«Наступление на русскую литературу – это наступление на нашу
государственность, на русского человека и на семью», - сказала Л.Г.
Баранова-Гонченко.
Как считает Людмила Георгиевна, наша литература всегда воспитывала
патриотов, выстраивала связь между всеми видами искусства и обеспечивала
единство каждой русской семьи. «Еще недавно и бабушка, и ее дети, и
внуки знали и любили одних и тех же героев – Наташу Ростову, Пьера
Безухова… Сегодня, убирая русскую литературу из школы, властями
прорывается такой культурный ров, через который просто невозможно будет
переступить», - пояснила сопредседатель Союза писателей России.
«Проявить мужество и защитить наследие русской мысли – это
обязанность каждой семьи», - отметила, завершая свое выступление, Л.Г.
Баранова-Гонченко.
В.С. Никитин: «Сегодня идет война против русского народа»
Как считает депутат Государственной Думы, Председатель
Координационного Совета Всероссийского созидательного движения «Русский
Лад» В.С. Никитин, прекращение изучения в школе произведений ряда
русских классиков – это один из этапов деятельности по уничтожению
цивилизационного кода России.
«Сегодня идет война против русского народа», - констатировал Владимир Степанович.
Он подчеркнул, что делается это все под личиной патриотической
риторики, которая сильно расходится с реальной политикой. В
подтверждение своих слов один из лидеров «Русского Лада» привел цитату
из Послания В.В. Путина Федеральному Собранию, оглашенного в прошлом
году: «Россия столкнулась не только с экономическим, но и с ценностным
кризисом… Мы должны укреплять духовно-нравственную систему общества».
Что же делается на самом деле? По словам В.С. Никитина, помимо того,
что из школьной программы убирают русских классиков, признаются
«неэффективными» педагогические и литературные вузы, закрываются музеи,
посвященные классикам русской культуры, закрываются картинные галереи
художников, которые пишут о русской природе и воспевают величие русского
человека.
«Словом, убирают носителя русской культуры», - подчеркнул В.С. Никитин.
Первый удар не зря наносят именно по литературе, считает Владимир
Степанович. «Язык – это и есть народ, говорил Пушкин. Слово – это
эффективное оружие – им можно и вылечить, и убить. Можно словом
вдохновлять на подвиги, на воцарение мира во всем мире, на развитие
разума. А можно словом опустить до уровня животного», - напомнил В.С.
Никитин
«Никто нам не поможет, пока мы сами не поймем, что должны сражаться.
Именно поэтому мы создали «Русский Лад» - чтобы спасти всю русскую
цивилизацию от гибели. И основная наша задача – защищать русский язык
как главное достояние русского народа и символ единения русского мира», -
такими словами завершил свое выступление Владимир Степанович.
* * *
В ходе пресс-конференции лидер КПРФ Г.А. Зюганов продемонстрировал
открытое письмо «В защиту русского классического наследия в российских
школах» и предложил всем участникам мероприятия поддержать данное
обращение.
* * *
Открытое письмо «В защиту русского классического наследия в российских школах»
Президенту Российской Федерации В.В. Путину,
Премьер-министру Российской Федерации Д.А. Медведеву,
Министру образования РФ Д.В. Ливанову,
Членам совета Безопасности РФ,
Деятелям культуры,
Учителям-словесникам
Уважаемые соотечественники!
В истории и системе российского образования произошли события, смысл и
значение которых можно квалифицировать как реальную угрозу национальной
безопасности. Из программы общего полного среднего образования по
русскому языку и литературе почти полностью исключены имена и
произведения русских классиков, составляющих основу нашей духовности,
основу всей русской и советской культуры и цивилизации.
Список этих имен не только для интеллигенции России, воспитанной в
духе признания и любви к русской классике, но и для всего просвещенного
народа российского, чудовищен. Вслушайтесь в эти имена: Крылов, Радищев,
Жуковский, Грибоедов, Гоголь, поэты Пушкинской плеяды: Кольцов,
Никитин, А.К. Толстой, Майков, Лесков, Шмелев, советские классики:
Белов, Симонов, Исаковский, Рубцов.
Из программы выпали хрестоматийные произведения А.С. Пушкина: «К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «ЕвгенийОнегин»; М.Ю. Лермонтова: «Родина», «Нет, я не Байрон»....
Очевидно, что авторами и идеологами новой системы гуманитарного
образования избран изощренный метод уничтожения не просто принципов
национального образования, но удушения самого русского духа нашей
культуры. Пушкинское: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»,
лермонтовское: «Но я люблю, за что не знаю сам, ее степей холодное
молчание», гоголевская «Шинель» и многое другое - не пустой звук, а
корневая основа воспитания нашего народа на протяжении нескольких веков.
С именами «провинившихся», по мнению либералов, русских классиков
связано как создание неповторимого народно-поэтического языка, так и
образа самого Человека - с его трепетной душой, как у толстовского
Платона Каратаева. Всемирной отзывчивостью, как у князя Мышкина
Достоевского. Женской чистотой и верностью, как у пушкинской Татьяны
Лариной. Неприятием коррупции, как во всем «Ревизоре» у Гоголя.
Беззаветным советским патриотизмом, как у Симонова в стихотворении «Ты
помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и многое другое.
По-видимому, именно этот ярко выраженный национальный и острый
социальный смысл нашей литературы и претит нынешнему Министерству
образования, решившемуся на окончательное удушение русского
просвещения. Так осуществляется преступный замысел «изменения
менталитета через школу», то есть геноцид народа посредством
образовательных реформ.
Ведь именно на этой литературе в России и в Советском Союзе
воспитывались поколения людей, образующих, по выражению А.Даллеса,
«самый непокорный народ на земле». Да, непокорный, непокоренный,
спасавший Шипку и Плевну, Прагу и Варшаву, выстоявший в блокаду
Ленинграда и отстоявший Сталинград.
А с каким народом устремится современная Россия в будущее? С каким
умственным и нравственным багажом придут сегодня молодые люди в
Российскую Армию, школы, медицинские учреждения, космические центры,
дипломатические миссии?
Отношение к русскому языку и русской классике - это, в том числе и
отношение к русскому народу. Не случайно выпускники чувашских ВУЗов
вместе с дипломами получают на память одну из самых современных книг
нашего времени - книгу чувашского просветителя Ивана Яковлева «Духовное
завещание чувашскому народу» («Халал»), написанную еще в 1921 году:
«чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе
неисчерпаемые силы ума, сердца и воли.... Народ этот да будет
руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна
была жизнь этого народа, много горести и несчастий встретил он на своем
долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не
утратил понимания своего высокого призвания... Русский народ выстрадал
свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в
Россию, любите её, и она будет вам Матерью».
Идеологам и исполнителям «нового образования» следовало бы самим
приобщиться и растиражировать этот документ, добавив его к учебной
программе, а не укорачивать её до преступного минимума. А может быть
чиновников от образования смущает именно это ярко выраженное
национальное обстоятельство, которое так пронзительно высказано у
Константина Симонова в стихотворении 1941 года: «что русская мать нас на
свет родила, что в бой, провожая нас, русская женщина три раза
по-русски меня обняла»? Уж слишком очевидно проявлен антирусский след в
обращении чиновников с материалом классики.
Русская литература всегда изучалась в неразрывной связи с нашей
историей. Взаимопроникая, они дополняли и уточняли друг друга. Таким
образом, посягая на русскую литературу, Министерство образования в
очередной раз искажает отечественную историю. Из образовательного
процесса выпала и великая воспитательная русская критика, без которой
невозможно формирование полноценного гуманитарного сознания учащегося.
«Тесня русскую классику, - говорил выдающийся ученый-филолог,
член-корреспондент РАН Н.Н. Скатов, - мы лишаем доверенное нам молодое
поколение не только прошлого, мы лишаем его будущего».
«Придет ли времечко, - приди, приди желанное! Когда народ не Блюхера и
не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет», - мечтал
когда-то Некрасов. Сегодня мы переживаем самый позорный этап, когда с
книжного базара несут и насильственно внедряют в программное обучение не
просто случайные книги, но часто и произведения, пронизанные
антипатриотизмом и русофобией.
Мы решительно требуем оградить русскую школу от таких экспериментов,
от духовной резервации. Мы можем только приветствовать основные
положения программы Президента РФ о патриотическом воспитании граждан
России. Мы поддерживаем идею ста приоритетных книг и ста фильмов для
нашей молодежи, выдвинутую также Президентом страны. Но мы никогда не
согласимся, чтобы одновременно с этими инициативами наших детей в школе
делали в буквальном смысле Иванами, не помнящими родства. Кроме родства
кровного, у детей есть духовная родословная - это наша великая русская
классическая литература.
Мы обращаемся к творческой и научной интеллигенции всей России, ко
всему русскому народу, к братским народам Российской Федерации с
солидарной просьбой и призывом - защитить наше главное общеебогатство - Русское Слово.
Мы должны остаться верными клятве военных лет Анны Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь...»
Мы обязаны продолжить миссию нашего национального гения А.С. Пушкина:
«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. И назовет меня всяк сущий в
ней язык - и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг
степей калмык».
Руки прочь от наших святынь: великого, могучего Русского Языка и Русской Литературы!
Г.А. Зюганов,
Председатель ЦК КПРФ,
руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе.
В.С. Никитин,
Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками,
Председатель Координационного Совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад».
О.Н. Смолин,
первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию.
Л.Г. Баранова-Гонченко,
сопредседатель Союза писателей России.
С.Н. Есин,
писатель, профессор Литературного института имени Горького.